Следующей постановкой в этом списке была Роза Версаля из красного ларца труппы Цветок. На этот раз все честно - ларец красный, и Роза такая же )) То есть опять Ферсен + Антуанетта.
Прямо скажем, после воистину блистательного раскрытия этой темы труппой Звезда тут же взяться за нее еще раз было рискованным решением. С одной стороны, топ-звезда Цветка Оура Мидзуки на тот момент без вопросов была отокояку номер раз во всей Такарадзуке. Масштаб дарования этой актрисы просто потрясает. А с другой стороны... с подачи Несси окончательно был сформирован типаж правильного "красного" Ферсена, и Оура-сама укладывалась в него не вполне. Ферсен начинается от 172 см - ее же рост был всего 168 см. Ферсен должен искрить эмоциями, быть блестящим кавалером - Оура же очень выраженный интроверт, личность, едва ли не более глубокая и тяжелая, чем даже Асадзи.
И тогда нашелся умный... уж не знаю, режиссер или сценарист, который перевернул все с ног на голову, сделав Ферсена по-настоящему трагичным.
читать дальше Итак, это версия не Ферсена + Антуанетты, а лично Ферсена. Причем Ферсена уже конца 90-х гг XVIII в, единственного оставшегося в живых из героев Розы - и он сам рассказывает нам свою печальную повесть. Вся история преломлена через его восприятие.
А для этого потребовалось написать для него новую арию - "Сломанная роза".
Сначала - непременное для любой Розы нячное вступление "Goran Nasai", за которым только и следует "черный" либо "красный" типовой пролог. А потом... никаких окошек и никакого торта. Одна Оура на пустой сцене.
Если Несси в этом образе была ослепительно элегантна, то Оура - почти нелепа. Бронзовые локоны, светлый кафтан с блестками - все не ее, как с чужого плеча. И в довершение всего - кукла Антуанетты в руках, та самая, которую она отдала Ферсену в тюрьме перед казнью.
И звучит пронзительная песня о возлюбленной, погибшей до срока. Вокруг кипение жизни... но этот человек уже никогда не сможет в нем участвовать, хотя все еще жив. И не надо больше никакого другого пролога, настроение на весь спектакль более чем задано. Здесь любовь не побеждает вечность, а лишь "болью прорастает" и "скорбью прирастает".
Начиная с этой постановки "Сломанная роза" станет неотъемлемой частью любой красной Розы и выходной арией Ферсена - но больше никто и никогда не пел ее так, как Оура Мидзуки. Ярость, боль, отчаяние... У Кодзю Тацуки, которая исполняла эту роль в синдзинкоэн касте Цветка, в этом месте горькая нежность и невероятная тоска - она человек совсем другого темперамента. Все же остальные, в чьем исполнении я слышала "Сломанную розу", не раскрывали и половины глубины, заложенной в этой арии.
Совсем другое впечатление, чем от блистательной Несси, которая будто родилась в подобных нарядах... Ферсен Оуры - не придворный, а прежде всего солдат. И более-менее сносно выглядит только в мундирах.
Правда, справедливости ради нельзя не отметить, что на промо-фото этот персонаж выглядел несколько по-другому - так, длинные пряди вдоль лица вообще наиболее оптимальная прическа для Оуры, они сразу же смягчают ее рубленые черты лица.
А вот этот вариант, хоть и с забранными назад волосами, но все равно мягче и изящнее:
Соответственно, если в версии с Несси вводящим эпизодом был отъезд мелкой Антуанетты во Францию, то здесь, как и в версии с Отори Ран - знакомство Ферсена с Антуанеттой на бале-маскараде.
Правда, по сравнению с 1976 г здесь маскарад довольно условный - только маски, никаких тебе костюмов на восточную тему. Впрочем, мы же видим историю глазами Ферсена, поэтому куда большее значение имеет то, что происходит с ним самим, а не обстановка вокруг. И потанцевать с Антуанеттой, в отличие от Отори Ран, Оура не успевает - перед нами срез памяти, в котором пощечина от Оскар отложилась куда сильнее...
А здесь очень хорошо видно, что у этой Оскар было куда меньше оснований для самообольщения насчет Ферсена, чем в версии с Несси ))
(смотреть только до 2 мин. 50 сек, дальше начинается не то)
А еще это единственная версия красной Розы, где отсутствует эпизод в лодке. Если Несси унаследовала от Отори Ран первую половину этой сцены, то Оура только вторую - танец с Антуанеттой. Снова обобщенный срез памяти - любовь БЫЛА, и так ли важно, в каком антураже???
К сожалению, еще двух значимых эпизодов, которыми отличается версия красного ларца, я на Ютубе не нашла. Первый из них - визит австрийского опекуна Антуанетты домой к Ферсену на тему "если у нее своей чести нет, так пусть хоть твою побережет". Крыть Ферсену абсолютно нечем, и он прячет растерянность за издевательским смехом...
И второй, которым в этой версии кончается первый акт, одна из жемчужин данной постановки - "сцена в зеленом зале" (точнее, зеленым этот зал станет только в 2001 г, но определение уже приклеилось )) Если в версии голубого ларца Ферсен просил помощи для Антуанетты только у ее брата Иосифа II, то здесь добивается приема у шведского короля Густава. Тот же задает вопрос - ты хочешь спасти королеву или женщину? Ферсен уже устал притворяться - и снова звучит "Сломанная роза", как крик души, с полным пониманием, что сейчас за такую откровенность его будут бить...
Вот, уже бьют ))
И если Ферсен Несси был в этом мундире в сцене разборки с Андре, то Оура там в синем (см. фото выше), а в парадном бело-желто-черном - у короля Густава.
Зато эпизод "Живей, живей!" в исполнении Оуры на Ютубе имеется. Так что есть прекрасная возможность сравнить в этой сцене двух разных Ферсенов:
Здесь, как нигде, видно, что Ферсену Оуры все-таки сильно мешают мозги. Если Ферсен Несси летел напролом, уверенный, что в его силах спасти любимую (вспомните, как он вскакивает на ноги в финале арии!!!), то у Оуры уже чувствуется обреченность - ее Ферсен заранее догадывается, что никого не спасет, и его гонка через ночной лес - скорее жест отчаяния.
При этом многие отмечают, что Оура здесь сыграла глубже, по сути, она сама проживает каждый миг жизни персонажа...
Вот только если вопрос, что нашла Оскар в таком Ферсене, не возникает и здесь, то что нашел столь умный и глубокий человек в пустенькой Антуанетте, совершенно непонятно. Ответ "любовь зла, полюбишь и низшее существо" при наличии рядом очень убедительной Оскар совершенно не канает. И это довольно сильно мешает достоверности образа.
Иными словами, Оура - это божественная Оура, какую бы роль она ни играла. А Несси - это Ханс Аксель фон Ферсен как эталон данной роли. Поэтому в моем личном рейтинге Ферсенов этот - только второй.
Разумеется, в любом спектакле, где есть Оура, ни на кого, кроме нее, смотреть невозможно. Однако другие персонажи здесь тоже заслуживают внимания.
Во-первых, в этой версии Андре опять стоит выше Оскар - он вторая роль, Оскар же только третья (опять же см. выше промо-фото, на котором присутствуют Ферсен, Антуанетта и почему-то Андре, но нет Оскар). И снова роль Оскар поделена между четырьмя разными актрисами - Майей Мики (на видеозаписи), Андзю Мирой (на аудиодиске), а также Судзукадзе Майо и Шион Ю из трупп Луна и Звезда.
Вопросов, почему так, не возникает - Асака Дзюн, следующая Оуры, была банально некрасива. Ее Андре - самый грубоватый и простонародный из всех, которых я видела, а уж представить ее в роли Оскар я не могу при всем желании - такая Оскар рисковала оказаться более мужчиной, чем даже Ферсен ))
Здесь Асака Дзюн в танцевальном выходе по окончании спектакля, так называемом афтершоу. Но тем не менее понять, каков был ее Андре, вполне можно...
Сцена гибели Андре.
И пусть у этого персонажа несомненно доброе сердце и нет личных амбиций, но яркостью и глубиной личности он НАСТОЛЬКО проигрывает Оуре-Ферсену, что прямо становится жалко Оскар - слишком уж простоват...
Тем более, что Майя Мики - одна из лучших Оскар, несомненно уступающая лишь Итиро Маки.
В ней тоже намешано мужского и женского ровно в той пропорции, в которой оно не превращается ни в грубость, ни в неубедительность, она умна ничуть не меньше Ферсена и достаточно глубока. Так что с Андре Асаки Дзюн у них, увы, вышел слишком уж очевидный мезальянс... а с Ферсеном могли быть лишь отношения крепкого боевого братства.
Впрочем, если опять же счесть, что мы видим происходящее глазами Ферсена, то возможно, это просто его точка зрения на "человека из народа". И все-таки слишком уж явный и сильный дисбаланс...
Вторая Оскар - Андзю Мира. Слава небесам, что на видео записали не ее, ибо при одном взгляде на нее в мозгу непроизвольно рождается "я живу серьезно, от меня всякому жутко" )) Тут уже было бы непонятно, что в ней нашел Андре...
Что до Антуанетты, то Хибики Мито, на мой взгляд, уступает Маримо Эри. Впрочем, при такой художественной задаче, какая поставлена для версии красного ларца, ничего большего, чем быть тенью Оуры, от нее и не требуется.
Напоследок пара слов о второстепенных персонажах. Полк Оскар в этой версии уникальный - он почти сплошь состоит из будущих топ-звезд разных составов, включая такое значимое для данной темы имя, как Кодзю Тацуки.
И еще ролик - Жанна, уже заклейменная, после взятия Бастилии решила вспомнить, что она из народа, и призывает отправить всех аристократов на гильотину:
Очень нетипичная для Такарадзуки "хоровая" сцена, в которой не участвует ни одна из актрис высокого ранга! В версии голубого ларца она тоже игралась - а вот из всех последующих исчезнет навсегда. Красный ларец - последнее место, где мы в принципе видим на сцене Жанну де ла Мотт. Подводя итоги: если версия голубого ларца была интересна актерской игрой, то красного - в первую очередь сценарными находками, которые впоследствии войдут и в прочие красные Розы. И в принципе, такая трактовка Ферсена, какую создала Оура, тоже более чем имеет право на существование...
...если бы не одна маленькая деталь: для того, чтобы сыграть Ферсена столь глубоко и пронзительно, надо быть Оурой. Никому другому впоследствии это оказалось не под силу, и то, что помогало Оуре раскрывать образ ее героя, во всех прочих лишь выявляло их несостоятельность.
Увы, Оуры больше нет в живых. Больше некому петь "Сломанную розу" ПРАВИЛЬНО.
Смотрите... Это концерт 1997 года. Оура давно в отставке - но едва заслышав проигрыш к этой арии, зал по-прежнему стонет в один голос: "Оура-самаааааа!.."
Продолжение следует до конца марта, могу гарантировать ))