Едва начинает звучать этот голос, как ты сразу понимаешь, что это и есть Любовь. Та самая, которая Бог. Без малейшей примеси страсти, честолюбия, желания обладать... просто бесконечные тепло и свет.
Это голос Андре из черной Розы образца 2001 года...
И снова для возобновления Розы Версаля на сцене Такарадзуки потребовался юбилейный повод. Если в прошлый раз это была годовщина Французской революции, то теперь - 30 лет со дня выхода манги.
На этот раз к проблеме решили подойти радикально - поставить одну черную Розу и одну красную, сделав максимально сведенные варианты, в которые будет упихано все лучшее от предшествующих. Но если каноничная схема красной Розы сложилась еще в 70-е и с тех пор развивалась и дополнялась, принципиально не меняясь, то сделать сводный вариант черной Розы было отнюдь не самой банальной задачей.
Может быть, поэтому данную постановку взвалили на труппу Звезда с ее стилем хорошей командной игры - хотя в общем-то привилегией Звезды всегда была красная Роза, а черная Роза скорее уж присуща труппе Снег...
читать дальше
В результате вышел качественный, немного суховатый конспект сюжета, абсолютно не отягощенный побочными линиями и соплями. Все внимание - паре главных героев. Но к сожалению, у этой медали есть и обратная сторона - связки между эпизодами становятся понятны отнюдь не сразу, а без знания бэкграунда (так, как я смотрела эту постановку впервые 2 года назад) логику происходящего вытянуть и вовсе практически нереально, в отличие от многих других версий.
Ситуация довольно сильно осложнялась еще и тем, что данная постановка была последней перед уходом в отставку топ-звездной пары Звезды - Минору Коу и Хошины Юри. И давать им на прощание какие попало роли было бы как-то неловко.
Поэтому здесь топ-звездной ролью могла быть исключительно Оскар, и в самом начале ее ведущая позиция несколько раз акцентирована - так, во вводящем эпизоде, скопированном с 1991 года, перед непосредственно приездом Андре генерал де Жаржи долго рассуждает на тему, почему он решил воспитать дочь таким образом. Кроме того, первый куплет "черного пролога", который в 1989 году Оскар и Андре пели дуэтом, здесь поется Оскар в одиночку.
Андре же первый раз появляется на сцене лишь после того, как в люк провалится пара Ферсен - Антуанетта. И он не просто стал вторым - в этот раз именно он, а не Ферсен, оказался раскидан на трех человек.
Две любящих пары из пролога (пардон за качество картинки, но в моем распоряжении данного альбома нет и вряд ли скоро будет...)
Топ-мусумэяке же в первый и последний раз за все черные Розы досталась роль не какой-то Розали, а Антуанетты.
Должна заметить, что Хошина Юри - одна из крайне немногих мусумэяк, к которым я отношусь с уважением, она практически не нячная и не кавайная. Ей удалось не просто сыграть единственную запоминающуюся "черную" Антуанетту, но придать данной героине тонкость, которой она была лишена не только у других исполнительниц, но и вообще, как мне кажется, по сути своей. Что ж, сделать не очень приятного героя лучше и благороднее никогда не было зазорно...
Но в результате ради этого роль Антуанетты для Хошины Юри пришлось натягивать, как сову на глобус. Ибо в черной Розе королеве особо делать нечего - кто бы что бы ни высасывал из пальца на этот счет, но связь между двумя парами героев идет по линии Оскар - Ферсен. Это в него она влюблена, Антуанетте же только служит. Поэтому в сюжет пришлось лихорадочно вставлять моменты аудиенций Оскар у Антуанетты, чтобы между парой топ-звезд было хоть какое-то взаимодействие.
Может быть, именно эта необходимость вызвала к жизни другую особенность черной Розы-2001 - она очень социальна. Вместо соплей с запутанными семейными связями Розали и думающим вешаться Алэном здесь имеет место поход с Бернаром в кварталы бедноты, чтобы взглянуть на жизнь и бедствия простонародья. А чтобы быть принятой полком, Оскар не только уделывает Алэна на шпагах, но и толкает прочувствованную речь на тему того, что они солдаты не короля, а Франции (ария "Прекрасная Франция"). И мне эта особенность данной версии весьма импонирует ))
И третья особенность черной Розы-2001, о которой нельзя не упомянуть - она во многом является связующим мостом между прошлым и будущим, соединив в себе отточенную актерскую работу прежних лет и уже новое, вылизанное внешнее оформление, которое впоследствии станет каноничным.
Теперь, как всегда, разбор по персонажам.
Аран Кей в роли Ферсена - пожалуй, единственный серьезный недочет данной постановки. Здесь объем данной роли едва ли не меньше, чем в версии "черного ларца", и наверное, слава богу. Ибо этот Ферсен - отнюдь не та мыслящая личность, какой его играла Асадзи, и даже не тот резонер, какой был у Шион Ю. Персонаж Аран Кей по-своему привлекателен - но отнюдь не харизматичен, как подобает правильному Ферсену (впрочем, в двухтысячные годы в Такарадзуке в принципе была проблема с харизматичными Ферсенами )) Он выглядит несколько нерешительным, в нем нет ни крепкого внутреннего стержня, ни страстности, и отчетливо видно, что в отношениях с обеими героинями лидировать ему не удается. При Антуанетте Ферсен - не умелый обольститель, как Асадзи, а именно что любовник королевы, кто-то, кого она выбрала. Антуанетта является инициатором отношений вплоть до того, что здесь она ждет Ферсена в беседке, а не наборот (поэтому не очень понятно, откуда там взялось вино, которое потом допила Оскар - не королева же там пьянствовала в одиночку ))
Что до Оскар, то совершенно непонятно, как такая женщина могла влюбиться в человека, над которым столь явно доминирует психологически. Впрочем, и влюбленность эта не столько показана, сколько просто обозначена. Без знания языка скорее напрашивается предположение, что Оскар так сокрушается вовсе не из-за неразделенной любви, а исключительно из-за идиотского поведения приятеля, который рискует нарваться так, что потом костей не соберешь.
Итак, Оскар. Минору Коу. Светлая и яркая. Каким-то образом совершенно не отметившись в Розах эпохи ларцов, даже в синдзинкоэн касте, в 2001 г она сполна добрала свое.
Я считаю ее лучшей Оскар после Маки Итиро. В ней мне не хватает, пожалуй, Итировского размаха и внутреннего неистовства - но во всем остальном она превосходна. Не могу не заметить, что по сравнению практически со всеми Оскар прежних лет Минору Коу невероятно аристократична, причем это именно аристократизм, а не гламурность, которая появится в 2006 г - она сильна без агрессии, но слишком хорошо воспитана, чтобы позволить себе грубоватость (к примеру, в сцене в парке выглядит лишь слегка подвыпившей, но отнюдь не ужратой в стельку, как Итиро в этом же месте )) Может быть, поэтому у нее нет такой амплитуды бросков от мужского к женскому, как у Итиро, ее игра тоньше и во многом основана на деталях, при желании она умеет быть даже издевательски-ироничной (сцена с придворными дамами):
За одно вот это выражение лица убиться можно ))))))
Однако в ситуациях, где надо вести себя с мужчинами как мужчина, Оскар Минору Коу порой смотрится нервно. А знаменитую арию "Я - это я" (да, все-таки она ее тоже поет!) для ее исполнения несколько смягчили - она у нее звучит жизнеутверждающе, но не так яростно, как у Мидзу Нацуки.
В общем, эта Оскар антипафосна по самой сути своей. Опять же в моих глазах это совершенно не недостаток, а в контексте данной постановки - скорее несомненное достоинство. И если Оскар Итиро бросает полк на Бастилию потому, что САМА ТАК ВЫБРАЛА, то Оскар Минору к этому выбору жестко подвел ее жизненный опыт, по сути, с какого-то момента иначе поступить она и не могла.
Однако при всей своей антипафосности и неагрессивности она, как аристократка, УВЕРЕНА в своем прирожденном праве распоряжаться другими - и делает это, как дышит. В том числе и в отношении Андре.
Ну что... вот мы и подобрались к Андре.
Эти фото лишь в малой степени передают невероятное обаяние Кодзю Тацуки. При том, что внешней утонченности и правильности в ней и вовсе нет, ее Андре - вполне человек из простонародья. Одновременно друг и слуга, которым то затыкают все дыры, то плачутся ему в жилетку, человек, который хорошо знает границы своих прав (обратите внимание, насколько его прикиды проще, чем у Андре Мори Кеаки)...
И любит вопреки всем этим границам. Потому что любовь, доброта и терпение - это его сущность. Потому что знает, что он СИЛЬНЕЕ Оскар, и не может даже помыслить, как она будет на свете без его постоянной поддержки. Именно она без него, а не он без нее - его любовь еще и абсолютно лишена эгоистичности. Только в ее исполнении Андре, получив по глазу от Бернара, придает этому _куда_меньше_значения, чем расстроенному душевному состоянию Оскар, которую надо уложить и успокоить...
(Кстати, в этой версии Андре, судя по всему, таки получает по глазу не сильно, раз остается сразу же после этого вполне дееспособным. И совершенно четко видно, что если его глаз и отказывает, то только в сцене тренировки полка в начале второго акта. А вообще именно эта версия заставила меня предположить, что Андре скорее оставили некрасивый шрам, чем и в самом деле нанесли урон зрению - он почти совершенно не заморачивается по этому поводу!)
Финал вводящего эпизода
Неслучившееся отравление
Сцена в спальне.
На последнем фото наконец-то поймалась истинная сущность персонажа - бесконечная нежность и такая же бесконечная надежность. Это человек из тех, в которых не влюбляются - он просто всегда есть, как воздух. И только когда его не станет, вдруг понимаешь, что тебе нечем дышать....
Именно поэтому я считаю Андре в исполнении Кодзю Тацуки лучшим из всех возможных, которого вряд ли переплюнет хоть кто-то в обозримом будущем.
Кодзю была основным Андре, не только попав на ДВД, но и играя эту роль большую часть времени. Что характерно, она, в отличие от Минору Коу, в ларцах отметилась - именно она была вторым Ферсеном у Оуры, именно ей было доверено петь "Сломанную розу". И все-таки органичный для нее персонаж - не аристократ Ферсен, а Андре, все величие которого - в его сердце.
Что до двух остальных Андре, то от Сакихо Дзюри я опять же видела только фото (см. ниже) и ничего сказать о ее игре не могу, хотя в принципе эта актриса мне симпатична.
Кодзуки Ватару же в чем-то повторяет характер, сыгранный Мори Кеаки в 1989 г, но увы, на более низком уровне. К сожалению, главный недостаток Ватару практически во всех ролях - она слишком стремится играть МУЖЧИНУ вообще, а не личность этого мужчины во всех проявлениях, от переживаний до статуса. В результате каждый раз получается этакий разбитной современный молодой человек, на котором исторические костюмы смотрятся несколько нелепо.
Не могу не заметить, что именно в дуэте Минору и Кодзю раскрываются во всей своей полноте. Обе они очень хорошо умеют быть вторыми на сцене и грамотно ловить подачи партнера - и поэтому совершенно не перетягивают внимание друг с друга, но оттеняют и усиливают одна другую. Даже голоса у них... в первый и последний раз я слышу имитацию Такарадзукой моего любимого расклада "высокий мужской + низкий женский". Только так и должны сочетаться голоса у настоящих Оскар и Андре.
И на сцене царят любовь и нежность. В этой версии действительно нет места никаким Ферсенам - только каноничная пара ))
К сожалению, от обеих Роз 2001 года на Ютубе почему-то практически ничего нет. Так что показать в подтверждение своих слов могу немногое.
Выход в "черном прологе" - то самое первое появление Андре на сцене. Если в "черном ларце" в этом месте Мори Кеаки и Итиро танцевали под тему пролога, то здесь просто поют главный дуэт Розы...
В вечности нет берегов -
Но все побеждает любовь!
На перекрестке миров
Позови только по имени -
Я дотянусь сквозь все земные века!
Полностью сцена в парке - от ожидания Антуанеттой Ферсена до подвыпившей Оскар, уложенной спатеньки ))
И один невстраиваемый фрагмент: www.youtube.com/watch?v=ymdjs6lqyKY&feature=rel... - загробная колесница.
Кстати, приглядитесь: если в прологе на мундире Андре все-таки золотое шитье, хотя и куда менее броское, чем в 1989 г и ранее, то в финале - чистое серебро, а вот у Оскар, наоборот, появляются золотые пуговицы. Мало того - здесь опоясан шарфом именно Андре, а у Оскар простой форменный пояс! Предоставляю каждому трактовать эти детали, как кому больше нравится, но лично мне они тоже невероятно импонируют ))
В принципе, все отокоячные костюмы из этой постановки, кроме разве что Ферсеновских, в дальнейшем станут очень жестким каноном и будут без изменений воспроизводиться все следующее десятилетие. Если вернуться к одному из фото Ферсена выше, то на левой странице открытого журнала можно увидеть образец новой формы полка Оскар - и такой она уже останется навсегда. См. то же самое в 2009 году:
Подводя итоги: это последняя по времени постановка Розы Версаля, которую я воспринимаю с восхищением и рекомендую к просмотру всем и каждому, тем более что она свободно доступна на ДВД в отечественном обмене.
В дальнейшем в моих обзорах будет куда меньше восторженных слов и куда больше критики - в том числе и в отношении красной Розы того же 2001 года...
Продолжение следует по возможности в течение ближайшей недели.