Поскольку Роза Версаля - достаточно длинный сериал, было бы нереально упихнуть весь его в одну постановку. Поэтому существует несколько вариантов Такарадзучных Роз. В самом большом приближении основные из них делятся на так называемые Розы "черные" (основные события действия вращаются вокруг Оскар и Андре) и "красные" (вокруг Ферсена и Антуанетты). На данный момент я видела далеко не все варианты, но знаю, что как минимум эпизод в спальне Оскар (признание Андре в любви) и эпизод гибели Андре и Оскар играются абсолютно во всех вариантах, хотя и с мелкими нюансами.
Соответственно у "черных" Роз есть подвид "фиолетовые" - с особым акцентом именно на Оскар, а у "красных" - вариант с бОльшим акцентом на Ферсена (игрался один-единственный раз). Опять же насколько я могу судить, у подвидов совпадают до 70 % эпизодов.
читать дальшеДанное деление имеет такое значение потому, что от него зависит, какая именно роль будет отдана топ-звезде (главной актрисе труппы, играющей все главные роли в спектаклях). В любой красной Розе это будет Ферсен, в фиолетовой - Оскар, а вот в черной это может быть как Оскар, так и Андре. Что до Антуанетты, то вне зависимости от ее веса в сюжете ее играет топ-мусумэяку - главная актриса труппы на женские роли.
Та же отокоячная роль, которая по статусу оказывается второй, очень часто исполняется разными актрисами в разные дни - помимо официальной "следующей" труппы это могут быть топ-звезды соседних трупп или просто многообещающие актрисы второго уровня. Так, в красной Розе обычно бывает несколько Оскар, а в черной - несколько Ферсенов (либо, при бОльшем акценте на Оскар, несколько Андре). В фиолетовой же Розе роли Ферсена и Антуанетты вообще отсутствует, а топ-мусумэяку играет кого придется, например, Розали.
Наиболее значимые актрисы Такарадзуки, игравшие те или иные роли (звездочка после имени означает, что роль не являлась главной; для варианта Оскар + Андре главными я считаю обоих хотя бы по времени, проводимому на сцене )):
Леди Оскар - Харуна Юри, Итиро Маки, Майя Мики (*), Судзукадзе Майо, Минору Коу, Айяки Нао (*), Асами Хикару. Отметились как приходящие Шион Ю, Андзю Мира, Мидзу Нацуки.
Андре - Асами Рей, Мори Кеаки, Асадзи Саки (*), Амами Юки, Кодзю Тацуки, Мидзу Нацуки (*), Айяки Нао (*), Аран Кей. Отметились как приходящие Оура Мидзуки, Кодзуки Ватару, Харуно Сумирэ и Сэна Дзюн.
Ферсен - Отори Ран, Оура Мидзуки, Хюга Каору, Асадзи Саки (*), Вао Йока, Аран Кей (*), Кодзуки Ватару. Отметилась как приходящая Шион Ю.
Наиболее известные мусумэяку из игравших Антуанетту - Хацукадзе Дзюн, Ханафуса Мари и Шираханэ Юри, менее известны Маримо Эри и Хибики Мито. Все они играли в красных Розах; из Антуанетт черной Розы можно выделить разве что Хошину Юри. Кроме того, в 2008-2009 гг. было поставлено несколько спектаклей-"вбоквелов", где главным героями являются Жеродель, Бернар, Алэн либо Андре в очень большом отрыве от Оскар и прочих.
Надо заметить, что такое деление установилось не сразу. Розы Версаля 70-х гг постановки поддаются разве что приблизительному делению на черные и красные.
Самая первая Роза Версаля была поставлена в 1974 г. труппой Луна и, как мне кажется, вообще не предполагала цветовой дифференциации )) Роль Оскар исполнила Харуна Юри, одна из четырех топ-звезд "первого призыва" (напоминаю, что это звание было введено в Такарадзуке лишь в середине 70-хх гг и на тот момент еще не имело четко очерченного статуса), роль Антуанетты - Хацукадзе Дзюн. Остальные имена исполнителей лично мне ничего не говорят.
Обратите внимание: Оскар и Андре стоят по бокам Антуанетты, статус которой как актрисы на тот момент выше, чем у них обеих. Уже в 80-х такого и представить себе было нельзя, не говоря уж о нынешних временах, когда практически любая мусумэяка - пустое место.
А еще обратите внимание, насколько женственно выглядят не только Оскар, но и Андре )) В оформлении внешности ориентация на стиль 70-х проявляется куда ярче, чем деление на М/Ж ))
Первая постановка имела шумный успех, поэтому в следующем, 1975 г. за этот сюжет берется уже труппа Цветок. На этот раз Оскар играет топ-звезда Цветка Анна Дзюн, а Харуне Юри достается Андре. Т.е. эти две роли уравнены по значимости, что подчеркнуто и названием постановки - The Rose of Versailles: Andre and Oscar. Условно можно считать эту постановку первой черной Розой.
читать дальше
По-моему, в виде Андре Харуна Юри смотрелась лучше. Но все 70-е годы эта роль считалась не топ-звездной, и играл ее по большей части кто попало. А Харуна Юри так и осталась Первой Оскар.
Внимание - Оскар в женском платье!!! До сих пор ни в одной из тех версий, которые видела я, этого момента не было!!! И тут же, по горячим следам, эту постановку повторно играет труппа Снег.
читать дальше
В роли Оскар - очень женственная топ-звезда Снега Мигива Нацуко.
Андре - Асами Рей. Прошу обратить внимание: здесь Андре не равен Оскар по статусу в театре, однако в названии постановки его имя стоит первым! Лишнее доказательство, что тогда система рангов по ролям в Такарадзуке только начинала устанавливаться, еще сильно путаясь с системой рангов по возрасту... И наконец в 1976 году, когда очередь дошла до
моей любимой труппы Звезда, увидела свет постановка, тогда скромно названная The Rose of Versailles III, а на самом деле - первая красная Роза, где главной ролью является Ферсен. В роли Антуанетты снова выходит легендарная Хацукадзе Дзюн, в роли же Ферсена - ничуть не менее легендарная Отори Ран, "Людмила Гурченко Такарадзуки".
В немалой степени именно ее харизма способствовала тому, что впоследствии с исполнения Ферсена можно было заработать куда большую славу, чем с Оскар... И в этой же постановке впервые появляются несколько Оскар - помимо все той же Харуны Юри, в этой роли повторно отметились Анна Дзюн и Мигива Нацуко, а в Токио ее играла Дзюн Мицуки.
читать дальше
Особо обратите внимание на парики Антуанетты - здесь они куда ближе к историческим аналогам, чем к тому, как ее прическа отрисована в манге.
На данный момент эта постановка - единственная из Роз 70-х гг, от которой в нашем распоряжении есть кусок видео. Знаменитая сцена в лодке: video.mail.ru/mail/almyar/_myvideo/1.html
И снова эта постановка повторяется в том же году, уже на базе труппы Луна. На этот раз весь состав звездный - Харуна Юри как Оскар, Хацукадзе Дзюн как Антуанетта, Отори Ран как Ферсен, а в роли Андре - будущая топ-звезда Звезды Сеточи Мия.
Важная деталь: если в самой первой красной Розе Ферсен был каштановым, как в аниме, то уже здесь он становится более светловолосым и таким навсегда и останется - русый, светло-каштановый, золотистый, но у леди Оскар отныне волосы темнее ВСЕГДА. После этого в 1978-80 гг. Роза Версаля четыре раза игралась в рамках национального тура труппами Цветок и Снег. Но об этих постановках у меня нет ни малейшей информации.
Четыре Оскар в мундирах четырех цветов )) Впоследствии синий цвет исчезнет из ее ассортимента, закрепившись за Андре, а вот остальные варианты - белый, красный и нежно-голубой - станут каноном. А вообще по Такарадзучному канону цвет Оскар - красный, цвет Андре - синий.
В следующем выпуске нашей программы - рассказ о постановках к 200-летию Французской революции...