Недавно до меня таки дошел диск с нарезкой из версий 70-х гг, и я получила возможность взглянуть живьем на многие нюансы. И главное впечатление: как же они играли в те годы!!! Именно играли по Станиславскому, впускали в себя изнутри, а не прятались за подплечниками и глухим голосом! И плевать, что костюмы на отокояку сидели как получится, а типажи отокояку и мусумэяк были очень сближены...
Далее разбор по версиям:
читать дальше
1. 1974 г, Луна. Оскар - Харуна Юри, Антуанетта - Хацукадзе Дзюн.
По моей классификации - очевидная красная Роза, ибо Андре вообще как-то задвинут в угол. Тем не менее Ферсен такого типа, который скорее свойствен черной Розе - небольшой, изящный и сдержанный. Видимо, чтобы не затмевать
Вообще на отношениях Оскар и Ферсена (причем не только здесь, но и в любом другом варианте 70-х гг) поставлен куда больший акцент, чем даже в 80-е годы. Кроме того, Оскар (опять же вообще в 70-х) не стесняются показывать нормальной женщиной - отокоячного на ней только прикид. Говорит она вполне женским голосом, практически не делает морду кирпичом, а в сцене, когда Андре объясняется ей в любви, одета в платье (вариант, аналогичный европейскому фильму, где он объясняется ей у фонтана в Версале после того, как она вылетела с бала, не насладившись об Ферсена). Трудно поверить, что вот эта самая Харуна Юри уже через 3 года сыграет не кого-то, а Ретта Батлера ))
Вообще влияние манги чувствуется даже в деталях, вплоть до лохматого парика Андре (уже на следующий год у него будет очень гладкая прическа ))
Сценография штурма Бастилии значительно сложнее, чем будет впоследствии: Оскар со своим полком то появляются на сцене, то убегают за кулисы, бой-в-Крыму-все-в-дыму, много действует массовка-народные массы, оружие - более ружья, чем шпаги. Завершается сцена жутким, но вдребезину японским эпизодом: при вести о взятии Бастилии уже испустившую последний вздох Оскар поднимают в полный рост и вскидывают ей руку. Слава небесам, что впоследствии от этого отказались!!!
Моя любимая сцена "Живей, живей!" уже есть, но в этом варианте Ферсену сообщает о том, что задница стряслась, женщина по имени София (его невеста???) Сцена Ферсена с Антуанеттой в тюрьме - уже полностью типологическая.
Характерная деталь прикида: в этой версии у всех с военной формой сочетаются сапожки длиной всего лишь под колено, отчего штаны слегка болтаются.
Вывод: теперь я окончательно знаю, почему красная Роза главнее черной ))
2. 1975 год, Цветок. Оскар - Анна Дзюн, Андре - Харуна Юри.
Первая Роза, которую можно с полным правом назвать черной, т.е. акцент на отношениях Оскар и Андре. Появляются многие сцены, типичные для этой версии, в том числе сцена в спальне, типичная вообще для всего, а также характерный пролог. Также много эпизодов с Розали и ее запутанными семейными связями, которые будут и в версии Мори Кеаки + Маки Ичиро 1989 г, а вот в версии 2001 г Минору + Кодзю совсем исчезнут.
И да!!! В этой версии ЕСТЬ танец Оскар и Ферсена на балу, которого, насколько я знаю, уже в 80-х нет нигде!!! Далее Оскар в женском платье вылетает куда-то в пустую комнату, спотыкается о собственные каблуки, падает, Андре над ней смеется. Потом появляется Ферсен, который принес ей платок, оброненный на балу. Оскар встречает его, уже переодетая в форму. Дорого бы я дала за то, чтобы знать, о чем они там говорили и почему Ферсен в итоге платок так и не отдал, а Оскар ломанулась за ним
Ферсен в этой версии невероятно изящен, а кафтан у него характерно приталенный - что соответствует моей любимой моде времен Регентства, по которой его принято одевать в спектакле, но ОЧЕНЬ акцентирует изгибы женской фигуры. Впрочем, как я уже говорила, в 70-е на этот нюанс плевать хотели. И еще окончательно формируется его знаковый цвет - фиолетовый с серебром.
Сцена в парке: на Ферсене бледно-желтый мундир, хотя обычно в этом месте он в цивильном. Когда Андре и Оскар ловят шпиёна в маске, решающую рану в руку ему наносит не Андре шпагой, а Оскар, отойдя и бросив нож. КАК они это ставили, я вам без бутылки не скажу, но мозг выносит на раз ))
В сцене в спальне Оскар вместо бархатных бриджей в белых лосинах от формы, отчего общий вид... э-э... несколько бельевой. Видимо, уже в следующий раз, в версии труппы Снег, это поняли и исправились )) Да, в этом варианте на Оскар уже "австрийские" сапоги, а вот на Андре - все еще под колено (ну правильно, играет та же Харуна Юри, не шить же на нее по второму разу ))
Гибель Андре и штурм Бастилии: наконец-то я поняла Такарадзучную мотивацию происходящего!!! В первый раз Андре ранен осколком снаряда - и этот же снаряд разворотил мост, то есть понятно, почему они с Оскар не могут дотянуться друг до друга! И только потом его буквально расстреливают из ружей, ибо на обломке моста он как на ладони, а убежать не может из-за первой раны! Где были сопли, неожиданно возникло железное обоснование. Вопрос: почему от него отказались впоследствии??? Типа и так все ясно - или типа это не главное, главное чуйства???
Далее имеет место штурм Бастилии уже в канонической форме "танца с саблями" и загробная колесница - тоже впервые и теперь навсегда.
Вывод: очень много хороших находок, от кое-каких из которых непонятно какого хрена отказались впоследствии.
Да, кто бы мне объяснил, с чего это в сцене приема королевы у Оскар белая повязка на глазу??? Причем видно сие буквально 2 секунды, я даже не успеваю застопить, чтобы понять, что происходит...
3. 1975 г, Снег. Оскар - Мигива Нацуко, Андре - Асами Рей.
Практически повторяет предыдущий вариант во всех описанных мною деталях, но отреставрирована куда хуже, чем первые две нарезки. Сцена в парке уже полностью типовая - Ферсен в цивильном, они с Антуанеттой сваливают, после чего Оскар садится на его место в беседку и пытается ужраться в стельку. Появляется сцена, как Оскар тренирует свой полк, но не исключаю, что она была уже в варианте Цветка, просто не вошла в нарезку.
4. 1976 год, Звезда. Ферсен - Отори Ран, Антуанетта - Хацукадзе Дзюн, Оскар... на записи вроде бы Харуна Юри, но зуб не дам, ибо в этой постановке их впервые было несколько ))
То, что это - красная Роза, а Отори Ран - первый Ферсен, который с большой буквы, известно уже давно. Куда менее известно, НАСКОЛЬКО неудачно выглядит этот Ферсен. Такое ощущение, что костюмеры за что-то серьезно невзлюбили Отори Ран - и прикиды ее, и парик (темно-каштановый, какого не было не только после, но и ДО нее!) воистину ужасны, особенно по контрасту с изящными Ферсенами трех первых Роз. Дурацкий короткий верх, обтягивающие бриджи при проблемных бедрах с дырой между ног... в общем, смотрите сами:
Как при этом надо было играть,, чтобы не только порвать зал, но и не потеряться на фоне Антуанетты, понтов у которой за эти два года нисколько не убавилось, Я НЕ ЗНАЮ. Запись передает это лишь слабым отголоском. Но верю, что Отори Ран это оказалось под силу ))
В этой версии впервые появляется пролог класса "крутящийся торт" и пафосный проигрыш к "Аи соре ва" (хотя вся фонограмма отнюдь не идентична версии 2001 г Вао + Хана), причем в ожидании выхода главной пары под него танцует Оскар в стиле "урок аэробики" ))
Также в этой версии присутствует сцена знакомства Ферсена с Антуанеттой на маскараде, которую я до сих пор считала исключительно прерогативой версии 1990 г с Оурой Мидзуки (см. кадр выше). Причем в этой версии Ферсен успевает не просто поцеловать руку Антуанетте, но и пройтись с нею в танце, прежде чем из-за колонны вылетает разгневанная Оскар и дает ему в морду с воплем "она не танцует!" Кроме того, на толпе не обычные прикиды XVIII века, всего лишь дополненные масками, а настоящие маскарадные костюмы на восточную тему.
Сцены в спальне нет (в последний раз???), вместо нее - сцена объяснения в парке у пруда (днем, а не ночью). Оскар в своей обычной форме, Андре перед ней на коленях. Короче, ребята, сделали свое дело по-быстренькому и не мешаем паре топ-звезд перетягивать друг с друга одеяло ))
Сцена разговора с Андре про Оскар, а также "сцена в зеленом зале" тоже отсутствуют в нарезке. Я понимаю, что в данном случае имеют место "штаны Арагорна", то есть неупомянутое не значит отсутствующее. Но в таком случае невключение именно этих достаточно важных моментов весьма странно... Зато есть странная сцена, где Главная Сволочь Жанна вроде бы разоблачает попытку королевской семьи сбежать.
Зеленый цвет прикида, который впоследствии станет для Ферсена вторым знаковым, в этой версии появляется почему-то в сцене "Живей, живей", причем прикид того же нелепого фасона, что и фиолетовый с картинки выше. Да, в этой версии о том, что все не слава богу, Ферсену тоже сообщают какие-то женщины, причем чуть ли не благословляют его на ратный подвиг, вкладывая в руки кнут. А далее я была шокирована: это ЕДИНСТВЕННОЕ исполнение данной сцены, где она построена не на работе с отсутствующим объектом!!! Нормальная бричка, запряженная нормальной лошадью, пусть и не живой, которая во время арии поворачивает Ферсена то лицом, то профилем к зрителям. В общем, тоже хорошо, но... во-первых, актерская задача несколько упрощается, что обидно. А во-вторых... во-вторых, на Ютубе есть кусочек передачи с Хюгой Каору, где та рассказывает о своем дебюте, имевшем место как раз в этой постановке - www.youtube.com/watch?v=yjtVm5PXBzw&feature=rel... - и при этом на экране демонстрируются кадры Отори Ран, играющей эту сцену в классическом варианте!!! Прямо не знаю, что и думать... Разве что предположить, что это запись с другого исполнения Отори Ран этой роли - в том же году, но позже, на базе труппы Луна...
Вывод: Ферсен Отори Ран может кому-то нравиться или не нравиться, но право его быть самым главным героем, опережая даже леди Оскар, она буквально выгрызла зубами, замостив дорогу для Оуры Мидзуки и Хюги Каору. Не могу не уважать.
Да, а вот чего в версии 1976 года ТОЧНО нет - это арии "Бара но, хана но". Похоже, первой ее исполнительницей таки была Оура Мидзуки.
Как бы то ни было, теперь мы знаем, с чего все начиналось - и значит, можем лучше оценивать, куда катилось.