Итак, следующая остановка - в 1989 г. А что у нас было в этом году? Правильно, 200 лет Французской революции. По этому поводу Такарадзука срочно вспомнила, что не играла Розу уже скоро 10 лет (непорядок )), и выстрелила обоймой из четырех спектаклей - снова по одному на каждую труппу.
Это были первые Розы Версаля и вообще спектакли Такарадзуки, доступные на видео - до этого на кассеты писались только сольные концерты звезд и ежегодные сборные ТМР-шоу. Здесь же были не просто кассеты, но роскошнейшие подарочные издания, которые сейчас воспринимаются как антиквариат.
Каждый из этих ларцов (по-другому называть их у меня язык не поворачивается )) - размером с том Большой Советской энциклопедии и обтянут бархатом.
А вот так это счастье выглядит изнутри. Программка с синопсисами и текстами всех арий, постер с главными персонажами...
Кроме того, именно эти версии наиболее широко и подробно представлены роликами на Ютубе (правда, во многих случаях то, что на Ютубе, отнюдь не идентично тому, что на кассетах - съемки разных дней). И это, я замечу, очень правильно, поскольку именно постановки 1989-91 гг по праву можно считать наивысшей точкой, пройденной Розой Версаля в Такарадзуке, они наиболее интересны в художественном отношении.
Первой по счету была Роза Версаля из черного ларца в постановке труппы Снег.
читать дальше
Типовой пролог черной Розы и дуэт, являющийся ее отличительным признаком - в красной Розе он вообще не поется.
Теперь, немножко имея представление о версиях 70-х гг, я могу оценить все новаторство этой постановки. Ибо это не просто "черная" Роза, т.е. Оскар + Андре, но ЕДИНСТВЕННАЯ ВЕРСИЯ, где именно Андре является главной ролью, исполняемой топ-звездой. Во всех остальных версиях, кроме "вбоквелов" 2008-09 гг, топ-звезда играет либо Оскар, либо Ферсена. Учитывая, что в 70-е гг этот персонаж не считался слишком значимым, и единственный Андре тех лет, который имеет хоть какое-то значение - Харуна Юри из версии Цветок-1975...
Что до топ-мусумэяки, то здесь она впервые играет не Антуанетту (это вообще почти проходной персонаж), а Розали. Вообще именно в этой версии история Розали занимает невероятное место - все это индийское кино с родной и приемной матерью, сволочью Жанной и несчастной Шарлоттой, сиганувшей с крыши.
И здесь же впервые вылезла в полный рост проблема постановки по сериалу, когда многие эпизоды, известные по манге и (уже) аниме, приходится пропускать, давая на них лишь косвенную отсылку - так, в красных Розах Андре с какого-то момента начинает закрывать глаз прядью, но в чем тут дело, из самого спектакля мы не узнаем никак, или, может, узнаем из краткого пересказа второстепенными героями (поди разбери, о чем они там трындят по-японски ))
В этом плане Роза из черного ларца чисто сценарно еще одна из самых сильных и внятных версий - многое становится понятно из действия на сцене. Единственное место, где зияет огромный провал - начало. Если для Антуанетты и Ферсена вводящие эпизоды были прописаны еще в 70-е гг (ня-кавайный приезд во Францию и знакомство на маскараде), то здесь нет никакого вводящего эпизода ни для Оскар, ни для Андре. Действие начинается буквально с полуоборота - мы видим нянюшку с платьем в руках... потом выясняется, что платье это не для Оскар, а для представления ко двору Розали. Что бы там ни было написано в синопсисе на ТакаВики, но в этой версии Оскар платье не надевает, их танца с Ферсеном в сюжете нет, и больше он играться не будет. Да и вообще ее отношения с Ферсеном занимают в сюжете меньше места, чем в 70-е гг, и в дальнейшем эта тенденция лишь усилится.
Теперь - разбор по персонажам.
Начну издалека - с Ферсена, который в этой версии является третьей ролью. Данная постановка уникальна еще и тем, что это единственный раз, когда в разные дни Ферсена играли разные актрисы - обычно такой размен по 5 копеек характерен для Оскар и в особенности для Андре. О первой из них - Асаке Дзюн - ничего сказать не могу, ибо видела одно-единственное ее фото в этом образе, но подозреваю, что ее Ферсен был худшим из трех.
Тот Ферсен, которого в основном можно найти на Ютубе - Шион Ю. К сожалению, именно это исполнение данной роли вошло в нарезку на диск 2001 г. "Энциклопедия Розы Версаля". Не хочу говорить о ней плохого, но лично для меня существует только тот "черный" Ферсен, который присутствует на самой кассете - Асадзи Саки. Ролик, выложенный мною выше - едва ли не единственное место на Ютубе, где можно увидеть Асадзи-Ферсена.
Слева - Асадзи, справа - Шион Ю.
В черной Розе объем роли Ферсена значительно меньше, чем в красной, поэтому и требования к нему меньше - как к росту и сложению, так и к харизме, текущей из ушей, и накалу эмоций. Для Ферсена красной Розы Асадзи все-таки не самый подходящий типаж - но в рамках черной Розы она совершенно бесподобна. Лучше всего ее героя можно охарактеризовать фразой, некогда сказанной про одного моего знакомого: "Как истинный математик, он не имел ничего против того, чтоб его ДЕЛИЛИ". Казалось бы, Ферсен Асадзи сам не делает ничего - просто почему-то все всегда выходит исключительно так, как ему надо, и знаменитая Асадзина двусмысленная улыбка необыкновенно подходит к его образу )) Момент, когда он не торопясь попивает вино в парковой беседке и ждет, кто придет к нему первая, Оскар или Антуанетта, просто неподражаем. Разумеется, первая приходит Антуанетта, пока Оскар по кустам путается в своих чувствах. После чего они удаляются кататься на лодке с таким видом, что сразу ясно: это королева - женщина при нем, а не он - поклонник при королеве ))))) Оскар же остается только рыдать и напиваться в хлам остатками его вина ))
Отношения этого Ферсена с этой леди Оскар - вообще песня и сказка. Ибо партнерша ему попалась в высшей степени достойная - Итиро Маки. Пока что ни одна другая исполнительница этой роли ни в какой другой версии не сумела затмить ее в моих глазах.
Ни у одной другой Оскар я не видела такой амплитуды маятника от нарочито мужского поведения (сцена унимания полка и т.п.) до совершенно чарующей женственности. Она - логик, ее чувства далеко не всегда уместны, она одновременно очень сильная и слабая, и этим покоряет. Мотивация ее отношений с Ферсеном - недостаточная инициатива, которую эта Оскар привыкла проявлять в делах, но отнюдь не в чувствах. И в том, что она долгое время не понимала, что творится с Андре, одновременно командуя им и выплакиваясь ему в жилетку, тоже нет ничего удивительного. В общем, смотрите сами:
Сцена неслучившегося отравления. Невероятная гамма эмоций в исполнении Оскар...
Сцена в парке "Одна звездочка... три звездочки!", где она пьяная в сардельку - ни по какой другой Оскар в этом месте оно НАСТОЛЬКО не заметно )) Как и несколькими минутами раньше - того, что она готова получить разнос от начальства, только бы не подставить обожаемого Ферсена...
Во время же взятия Бастилии Оскар Итиро по-настоящему страшна:
А вот по отношению к здешнему Андре - Мори Кеаки - я отнюдь не испытываю такого восторга. И не в последнюю очередь - из-за того, что эту роль сделали главной. В результате вместо того, чтобы быть Верным Спутником Главного Героя, этот Андре периодически демонстрирует себя, как подобает топ-звезде, особенно такой труппы, как Снег с его пафосом. Появляясь на сцене в самый первый раз, он выбегает с таким уверенным видом, словно в этом доме он не приемыш, а наследник всего состояния. Кроме того, здесь, похоже, решили отыграть его провансальское происхождение - он по-южному экспансивен. В результате получился типаж "дерзкий мальчишка". По-своему это очень неплохо, но я привыкла видеть в Андре другое - в частности, бОльшую сдержанность.
Прикиды его по большей части тоже слишком роскошны для его статуса, в особенности цивильные:
Здесь его белая парадная форма - с золотым шитьем, в то время как у Оскар - только с серебряным. Правда, такой расклад является пережитком 70-х гг и в дальнейшем полностью исчезнет до 2009 г. Цвет его повседневного мундира тоже еще не устоялся - помимо привычного синего, встречаются и цвета, более свойственные леди Оскар - голубой и даже красный.
Именно в этом мундире он идет на дуэль вместо Оскар. Кстати, еще одна особенность именно данной версии: здесь глаз ему повредил отнюдь не Бернар (хотя сцена поимки Черного Рыцаря в версальском парке вполне себе играется). События развивались так: Полиньяк, взбешенная предъявами Оскар, бросает ей вызов, предлагая драться с избранным ею поборником. Та не против, но Андре чувствует подвох и приходит на нужное место, опередив Оскар. И оказывается абсолютно прав - вместо поборника Полиньяк там оказывается Жанна с целой бандой головорезов, которая таким образом намеревалась раз и навсегда покончить с Оскар, продвигающей Розали и дискредитирующей ее саму. Вот кто-то из людей Жанны и влепил ему по глазу.
Сцена в спальне, где Андре признается Оскар в любви - один из двух ключевых моментов Такарадзучной Розы Версаля, который играется абсолютно в любых версиях.
Традиционный для Такарадзуки (не только для Роз Версаля) "финал в белом" - встреча погибших возлюбленных за гранью. Андре обещал Оскар, что после смерти они станут звездами - так и происходит... Этой сценой кончается любая черная Роза. В общем и целом, несмотря на отдельные недостатки и сопливую Розали, этот вариант я очень люблю и не могу сказать, которая из черных Роз лучше - эта или образца 2001 года. Они отличаются достаточно сильно, чтобы имело смысл смотреть обе - расхождение не меньше чем в 40 % эпизодов.
Продолжение таки-да определенно следует ))