Вместо эпиграфа:
Ну как, получили по мозгам?
Вот так выглядит знаменитая сцена "Живей, живей!" - Ферсен узнает, что Антуанетту посадили в тюрьму и собираются казнить, и бросается ей на помощь. Этих неполных двух минут мне хватило, чтобы понять, ЗА ЧТО Оскар втрескалась в Ферсена. И самой втрескаться в него по уши.
Но - обо всем про порядку. Вторым из блока 1989-91 гг был "голубой ларец" - "Роза Версаля" в постановке труппы Звезда...
читать дальше
Итак, ларец голубой, но Роза тем не менее красная )) То есть - с бОльшим акцентом на линию Ферсен-Антуанетта.
В принципе, канон красной Розы можно считать сформированным еще в 70-е годы, и даже особый акцент на личность именно Ферсена - заслуга Отори Ран. Поэтому о сценарных находках в этом посте не будет почти ни слова - на первый взгляд, никакого особого новаторства в свою версию труппа Звезда не внесла, честно повторив пройденное 13 лет назад...
Если бы не одно маленькое "но": сделано это было на таком уровне, доплюнуть до которого не сумел более никто и никогда. И в первую очередь заслуга в этом принадлежит прекраснейшей Хюге Каору, более известной как Несси. Именно она окончательно сделала Ферсена одной из самых харизматичных ролей Такарадзуки, вплотную приближающейся к Смерти из "Элизабет". Как леди Оскар - олицетворение отокояку, так Ферсен красной Розы - идеал мужчины _в_интерпретации_женщины. То есть рыцарь, не бывающий в природе, сочетающий в себе несочетаемые положительные качества... и наверное, могущий быть сыгранным только женщиной )) И то не всякой - но Несси это удалось. Рост 179 см, абсолютно идеальное сложение, непередаваемая грация - и чарующая улыбка, невероятное обаяние, ощущение солнечного света, исходящее от всей ее личности. Воплощенная любовь, воплощенная мечта... мужчина, словно просвечивающий сквозь играющую его актрису.
Посмотрите на последнюю картинку. А теперь откройте пост с клипом про Распутина, отмотайте до 30-й секунды, где Ферсен из европейского фильма играет в карты, и найдите десять отличий. Или не найдите )) Во всяком случае, то, что при создании своего Ферсена Несси в немалой степени опиралась на фильм, сомнений не вызывает.
К сожалению, и на солнце бывают пятна - Ферсен Несси человек страстей и действия, но при этом не особо привыкший думать (см. еще раз ролик в эпиграфе). Отсюда и все неприятности его и окружающих... И все-таки именно такой Ферсен кажется мне лучшим и наиболее правильным - только в версии голубого ларца не возникает вопросов, ни что нашла в нем Оскар, ни почему он сам предпочел ей Антуанетту.
Типовой пролог красной Розы - "окошки" + "вращающийся торт" )) Но здесь на него ложится куда бОльшая смысловая нагрузка, чем положено какому бы то ни было Такарадзучному прологу.
Это - единственная ситуация, когда дуэт "Аи соре ва" поется не Оскар и Андре либо Ферсеном и Антуанеттой, но Оскар и Ферсеном! И пусть мы больше никогда не увидим Оскар в платье на балу, но их танец с Ферсеном здесь все-таки есть... Увы, это ничего не значит - солнце светит всем одинаково горячо. И Оскар проваливается в люк - а Ферсен, даже не заметив этого, устремляется к истинно любимой Антуанетте. Здесь, как нигде, видно, насколько Оскар имела основания верить в свой шанс...
Разумеется, такому Ферсену требовалось противопоставить достойного Андре, иначе возникал бы резонный вопрос, с чего это Оскар удалось успокоить им сердце после вот ТАКОГО )) Слава небесам, помимо Несси, у труппы Звезда имелась Асадзи Саки.
Ее Андре - в чем-то изнанка ее же "черного" Ферсена; тот же характер, но на другой социальной ступени - абсолютно не уверенный в своих правах и выгрызающий их зубами. Внешне - типаж, в чем-то сходный с Мори Кеаки, тоже мальчишка, но не столько дерзкий, сколько упрямый. Внутри же - очень сумрачный, глубокий и бесконечно сложный характер, знающий только одну страсть и поглощенный ею до конца. Верный до ослепления, умеющий ждать и в конце концов добившийся своего... Короче, номер второй в списке всех Андре, которых я когда-либо видела (о первом речь пойдет еще не скоро ))
Сцена перед отъездом Ферсена в Швецию, когда тот обещает написать Оскар письмо и объяснить, что Андре на самом деле любит ее. Ни у одного Андре в этом месте нет на лице столь плохо сдерживаемой готовности дать сопернику в зубы. Отчаянная Асадзи - и величественная Несси. Два пламени друг против друга - подземное из глубины вулкана, прорывающееся лишь толчками и всегда катастрофично, и светлое солнечное. Лучшее исполнение этой сцены, которое я когда-либо видела. (А если учесть, что Асадзи вдобавок была Ферсеном в "младшем" составе, так наз. синдзинкоэн касте, когда спектакль играется актрисами не старше седьмого года в театре и рассматривается как учебный, т.е. побывала и с другой стороны этой разборки... ощущения неописуемые ))
Что характерно, выходная ария Андре - "Оскар, Оскар" - здесь отдана Жероделю (Майе Мики). Видимо, постановщики сочли, что Асадзи вполне раскроет своего Андре и без нее )) И кстати, по-моему, ее Андре - единственный, кто ни разу за спектакль не надевает свой пафосный плащ, опять же предоставляя рассекать в сей тряпке Жероделю ))
Вот так играется в Такарадзуке гибель Андре - еще один эпизод, который присутствует в любой без исключения версии Розы Версаля.
К сожалению, Оскар, равной этим двоим... даже не могу сказать, что не нашлось. Ибо, хотя в этой версии Оскар - вторая роль, а Андре - лишь третья, разделили на четырех человек именно Оскар. И среди этих четверых снова была Итиро Маки! Но увы, на кассету попала не она, не Судзуказде Майо из труппы Луна, не Шион Ю (которой, по-хорошему, эта роль и принадлежала, как второй по рангу в Звезде, но в то время она как раз свалила на гастроли в Нью-Йорк и не смогла полностью отыграть ее) - а Дайки Ю (см. в ролике пролога), актриса не очень высокого ранга, покинувшая Такарадзуку сразу после этой постановки и в дальнейшем известная в основном как исполнительница роли Утены. Не хочу сказать, что она не справилась с ролью Оскар... справилась, и довольно хорошо. Но на фоне таких монстров, как Несси и Асадзи, просто "хорошо" - слишком мало.
Первая минута ролика - Асадзи-Ферсен из черного ларца; Оскар - Итиро Маки. Далее Асадзи-Андре последовательно с несколькими разными Оскар; вторая - снова Итиро.
Зато Антуанетта - Маримо Эри - здесь, на мой взгляд, едва ли не лучшая из тех, которых я видела. Хотя Антуанетту я совершенно не люблю как персонажа, а потому и не слишком-то цепляюсь к тому, кто как ее играет...
Снова сцена в лодке, одна из самых знаковых для красной Розы. Но на этот раз ровно половинка от варианта 1976 года - без танца.
Сцена в тюрьме, которой заканчивается любая красная Роза, начиная с 1974 г. У Антуанетты поехала крыша, и она очень по-японски считает себя обязанной ответить за то, что была плохой королевой. И Ферсен впервые в жизни сталкивается с тем, что не все в жизни зависит только от его мужества, благородства и любви... В общем и целом... я знаю, что пристрастна к этой версии. Да, тут еще нет нескольких важных моментов, которые появятся уже в следующей красной Розе. Но зато именно здесь во всем блеске проявилось то, за что я так люблю труппу Звезда - потрясающий стиль командной работы. Именно актерская игра превращает Розу Версаля голубого ларца в мечту любого ценителя.
И хотя Розу играли хотя бы раз все составы Такарадзуки, именно после голубого ларца этот сюжет в "красной" версии становится чем-то вроде особого достояния Звезды. По крайней мере, на юбилейном концерте отставных звезд 2004 г, когда актрисы выходили блоками по своим бывшим труппам, визитной карточкой Звезды была именно Роза Версаля .
Продолжение следует как только, так сразу ))