Про последний из четырех ларцов мне писать довольно-таки нелегко. Ибо насколько первые три не просто хороши, а блестящи, настолько же последний из них... не скажу - плох, это будет неправдой, но невероятно странен. Такое ощущение, что к 1991 году запасы хорошей травы у режиссеров Такарадзуки подошли к концу, и им пришлось курить... не знаю что, но я бы предпочла воздержаться от употребления продукта со столь неровным качеством

))

Когда-то Луна была первой труппой, поставившей Розу Версаля... Но с тех пор прошло 17 лет, и за ней успела закрепиться слава "лунатиков" и "ведущих дебилов Такарадзуки". Во всяком случае, результат, содержащийся в фиолетовом ларце, оказался столь ошеломляющим, что больше на базе данной труппы Розу не ставили никогда

))
Итак, формально фиолетовая Роза является подвидом черной, т.к. ее действие вращается вокруг Оскар и Андре. Основное ее отличие - в ней начисто отсутствуют такие персонажи, как Ферсен и Антуанетта. Фактически же... с типовой черной Розой здесь совпадает меньше половины эпизодов, в первом акте - так и вовсе только один.
Ибо Роза из фиолетового ларца повествует о последнем отрезке жизни Оскар, когда та потребовала перевода из Версаля в полк.
читать дальше Пролог здесь тоже довольно сильно отличается от типового для черной Розы - как и для версии с Оурой, для него были написаны новые темы, причем не одна, а целых две. Для Андре - мелодия, похожая на танго (уже смешно?), для Оскар же - очень торжественная, почти маршевая ария "Я - это я", с этих пор ставшая такой же ее визитной карточкой, как "Сломанная роза" для Ферсена. И лишь после них, словно в порядке извинения, все-таки звучит тема "черного пролога", которая потом повторится в спектакле один-единственный раз, и то фоном...
Кроме того, впервые появляется вводящий эпизод для Андре, которого нет ни в манге, ни в аниме - приезд юного Андре в имение де Жаржи и представление его такой же юной Оскар. И вместе с ним - так называемая персональная Такарадзучная тайна Андре
)) А именно - мальчику всего 12 лет, он простолюдин (в имени нет частицы "де"), но при этом сразу же оказывается равным фехтовальным партнером для Оскар, которая дворянка и с ранних лет растет со шпагой в руках! Вопрос: кто были его родители и почему это они умерли так внезапно и сразу оба???
Разумеется, в этой версии топ-звездной ролью наконец-то стала Оскар. Но вот назначение на эту роль Судзукадзе Майо, на мой взгляд, было не слишком-то удачным.
Да, она попадала в типаж "типичной Оскар" - рост меньше 168 см. и несколько большая женственность, чем у основной массы отокояку, к тому же уже дважды отметилась в данной роли - в версиях Звезды и Цветка. Но оба раза это были красные Розы, где от Оскар требуется по большей части проявлять чувства - сначала к Ферсену, потом к Андре. В черной же Розе от Оскар периодически требуется достаточно жесткое мужское поведение - а уж на таком-то материале, который приняли к рассмотрению в фиолетовом ларце, тем более.
Судзукадзе Майо же оказалась совершенно под это не заточена.




Каждый раз, когда я гляжу в эти огромные, совершенно не отокоячные глазищи, из них на меня веет чистейшим, неподдельным, высококачественным безумием. Такое ощущение, что этому трогательному существу тесно и в мужском, и в женском состоянии, в идеале оно вообще предпочло бы не иметь формы. Не случайно коронными ролями Судзукадзе Майо были шекспировский Пак и падший ангел. И вот этому-то воплощению хаоса пришлось играть такого достаточно рационального и здравомыслящего человека, как Оскар, причем не просто играть, а от ее имени командовать полком!!! Вам еще не жутко???
Прибавьте к этому достаточно широкие бедра, которые приходилось уравновешивать еще более широкими плечами и массивным верхом, и короткую шею, которую воротник мундира в сочетании с пышными локонами Оскар совершенно уничтожил. И еще прибавьте достаточно высокий от природы голос, который в низком отокоячном регистре звучит слишком нарочито и неестественно. В результате... получился еще более нелепый облик, чем у Ферсена Оуры в прологе красного ларца. Но если Ферсен был столь нелеп только в прологе, и это работало на раскрытие его образа, то Оскар Судзукадзе Майо нелепа на протяжении всего спектакля, и это не несет ни малейшей смысловой нагрузки. Огромные глаза и кокетливый завиток на лбу никак не складываются в единое целое с грубым голосом и головой, ушедшей в массивные плечи... и как то, так и другое не слишком-то свойственно Оскар, которая должна быть проста, но изящна.
Более-менее естественной она становится лишь в эпизодах, где ей дозволена женственность, и на ней рубашка, а не мундир - несостоявшееся отравление и пресловутая сцена в спальне. По большей же части это выглядело вот так:
Сцена первого знакомства Оскар с полком, когда на нее выеживается Алэн, а она побеждает его в поединке. Обратите внимание на форму полка - старый, абсолютно негламурный вариант. В 2001 г. ему выдали новое, куда более элегантное обмундирование, в котором он с тех пор и ходит во всех версиях
))
То же, что здесь надето на Оскар, я вообще не рискну назвать мундиром, невзирая даже на эполеты - скорее уж это очень изящный извод цивильного фрака. Во всяком случае, кружево на выпушках меня убивает на месте - еще одна из многих нелепостей данной постановки, хотя и очень красивая в отрыве от контекста.
А вот и ария "Я - это я"... Вводящий эпизод для Андре заканчивается тем, что за дерево заходят сражающиеся дети, а выходят оттуда уже взрослые Оскар и Андре. После чего Андре довольно быстро куда-то девается, и приходит Жеродель, которому Оскар передает пост в королевской охране. Вот после этой передачи данная ария и поется во второй раз. Увы, при всем желании не могу назвать это исполнение лучшим...
В третий же раз она поется в очень эффектном месте - Оскар дома, в кругу семьи, и тут врывается ее заместитель и сообщает, что Андре бьют всем полком. После чего на экран проецируются кадры, где Судзукадзе Майо-Оскар скачет ему на выручку на настоящей лошади по настоящему пейзажу, и ария звучит фоном к этой скачке. Черт, за одно это я готова очень много простить и постановщикам фиолетовой версии, и самой Майонез - пусть даже на лошади она сидит отнюдь не как влитая, пусть из этого положения очень хорошо видна ее немаленькая задница, но сам факт обучения верховой езде ради этого фрагмента заслуживает моего огромного уважения. Жаль, на Ютубе его нет...
И вот еще один момент фиолетовой версии, который я очень люблю - Оскар приходит к Алэну, который после самоубийства Дианы конкретно не в себе, и дарит ему прядь волос со словами "Живи хотя бы ради меня". Да, такие сценарные удачи и не перевешивают всех странностей данной постановки, но и окончательно поставить на ней крест все же не дают.
А вот эта сцена уже традиционная для черных Роз с 1975 года - "танец с саблями", то есть тренировка полка, которая заканчивается тем, что приходит отец Оскар, дает ей в морду за непочтительность к высшему командованию и сообщает, что намерен выдать ее замуж за Жероделя. Хотя каждый раз она играется со своими нюансами...
Что до Андре, то он у этой Оскар совершенно чудесный - Амами Юки, молодая талантливая актриса, которую начали ставить на третьи и даже следующие роли едва ли не сразу же в год дебюта. На момент записи она всего 4 года в театре.

Парадоксальным образом этот Андре выглядит совсем юным и чистым, но в то же время отнюдь не мальчишкой, как Мори Кеаки и Асадзи. В нем провансальское происхождение преломилось своей трубадурской гранью. Очень светлый и одухотворенный, одновременно оруженосец своей госпожи и паладин своей дамы, отчаянно в нее влюбленный... и все-таки только третье место в моем рейтинге.
Во-первых, у этого Андре на лбу написаны 37 поколений благородных предков, представить его простолюдином я не могу при всем желании. И во-вторых, есть в нем некий неуловимый надрыв - скорее закроет возлюбленную своим телом и погибнет с ее именем на устах, чем вытащит "из ситуации, откуда ее бессилен вытащить даже автор" (с) Настоящей силы в нем нет - хотя, если отталкиваться от аниме, на тот момент у Андре и не должно быть силы, а должна быть вот такая нездешняя обреченность. А от аниме в этой версии явно отталкивались - нигде больше в Такарадзуке я не видела, чтобы Оскар кашляла в ладонь, и это еще один момент, который меня здесь жутко бесит.
Один из наиболее раскрывающих этого Андре моментов - видение Оскар в женственном виде, выдаваемой замуж; повторяется та самая танго-тема из пролога. (И кстати, обратите внимание, НАСКОЛЬКО естественнее выглядит тут Майонез!!!)
Кстати, этим эпизодом заканчивается первый акт спектакля. И с глазом у Андре на данный момент еще все в полном порядке. Эпизодом же тренировки полка начинается второй акт, и там глаз у Андре уже прикрыт прядью. То есть где и как он по нему получил, не только не показано, но и никак не вычисляется
)) Еще одна из многих несообразностей данной версии...
Андре в кругу семьи
))
Финал в белом здесь тоже отличается - версия фиолетового ларца единственная из всех черных Роз, которая не кончается небесной колесницей. Да, Оскар и Андре после гибели встречаются и здесь - но уходят по лестнице в рай, провожаемые хором умерших душ. В целом финал общей патетичностью куда ближе к восхождению Антуанетты на эшафот из красной Розы, чем к "смерти не будет" из черной, и хорошо, что от него впоследствии отказались...
Не могу не отметить, что в этой версии разделен на несколько исполнителей оказался именно Андре. Но назвать это разменом по 5 копеек язык не поворачивается - скорее уж любезным подношением. Ибо помимо Амами Юки в этой роли по одной неделе выходили три остальных топ-звезды Такарадзуки на тот момент - Несси, Оура и Мори Кеаки.

Обратите внимание на прикид Андре. Впервые эскиз синего мундира с красной перевязью был сделан еще к версии черного ларца, присутствует на промо-фото к красному ларцу - но только начиная с фиолетового ларца появляется в спектакле и окончательно становится каноном для Андре. И тогда же окончательно устанавливается канон для их с Оскар парадной формы - белое с красной оторочкой для нее, белое с синей для него, этот вариант окончательно вытесняет золотое и серебряное шитье как основной элемент отделки и различия.

На этом плакате Андре (слева направо) - Амами Юки, Мори Кеаки и Несси.

Оура-Андре

Несси-Андре незадолго до гибели отправляется в разведку.
К сожалению, от Несси в этой роли я видела только фото... очень любопытно было бы взглянуть, какой Андре у нее получился. Мори Кеаки, по сути, повторила того персонажа, которого сыграла в 1989 г, пусть и в рамках другой художественной задачи. Но вот Оура...
Это был вообще не Андре. Слишком старше и опытнее Оскар (что сильнее - и речи нет), слишком проступал человек, наделенный властью. Но ее игра, ее глубокое проживание каждого момента... сцена гибели Андре в ее исполнении заставляет проститься с мозгом. Заколка, слетающая с ДЛИННЫХ прямых волос в момент контузии, зрение, потерянное не по аналогии с мангой, а из-за этой самой контузии и вернувшееся за секунду до смерти... Описать это невозможно, это надо ВИДЕТЬ!!!
Увы, после этой постановки уже нигде и никогда до 2009 г не было одного-единственного Андре - пошел нехороший обычай разменивать именно этого персонажа. И едва ли не большее увы - начиная с Амами Юки пошла ничем не устранимая традиция гламурных Андре. Последней постановкой, где этот персонаж не выглядел обработанным в фотошопе, стала черная Роза 2001 г...
Про остальные роли этой версии сказать особенно нечего. Третьей ролью здесь был Алэн в исполнении Кудзе Сейки, и к его образу нет ни малейших придирок. Других же значимых актрис в труппе Луна на тот момент, в противоположность Цветку, и вовсе не было... Что до топ-мусумэяки Асано Кайо, то ей досталась всего лишь роль Дианы, сестры Алэна, объем которой совсем невелик - у самого Алэна и то больше.

Слева направо: Алэн - Кудзе Сейка, Оскар - Судзукадзе Майо, Андре - Амами Юки, Бернар - Вакао Риса. Подводя итоги: находок этой версии отрицать нельзя - саму идею фиолетовой Розы, некоторых прекрасных эпизодов и арию "Я - это я"... но также нельзя отрицать и ее несообразностей. И то, что именно этот, а не какой-то еще ларец был оцифрован и сейчас доступен на ДВД, лично у меня вызывает невероятное недоумение. Иначе как "бояре, проведем эксперимент" я это назвать не могу, и ужасно обидно, что большинство почитателей имеет возможность судить о стилистике Роз того времени лишь по этой, прямо скажем, не самой характерной версии.
И еще более обидно, что именно "фиолетовые" Оскар по умолчанию считаются основными представительницами этой роли. Причем Судзукадзе Майо была отнюдь не самым большим несчастьем - ее преемница образца 2006 года оказалась несравнимо хуже.
А наиболее каноничным исполнением "Я - это я" я считаю вариант Мидзу Нацуки из концерта 2004 года к 30-летию первой постановки Розы в Такарадзуке.
Торжественная мелодия, почти боевой гимн... и на его фоне срывающийся голос, который лишь постепенно крепнет и набирает уверенность - но тем выше цена этой уверенности и торжеству. Не просто "я меч в руке Господней", но "я - это я, Оскар, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО!!!"
Какая изумительная "фиолетовая" Оскар могла бы выйти из Мидзу! Жаль, что ей довелось сыграть эту роль лишь в рамках красной Розы... но об этом после.
Далее в нашей программе Berubara Memorandum - постановки 2001 года к 30-летнему юбилею манги Икеды Риёко. Оставайтесь с нами!
А на лошади точно скачет сама Сузуказе? Там так далеко и мелко, что у меня сложилось впечатление, что это дублерша. А вообще этот момент меня ужаснул. Театр, театр, сцена, а потом вдруг ни с того ни с сего — бац! и лошадь в чистом поле. и голова терминатора поет О_о
Кузя да, прекрасна, особенно в сцене с отрезанной прядью. Не хочу сказать, что спасала положение, но была еще одним фактором, который не позволяет скинуть эту версию с парохода современности
Эх, не повезло тебе, что именно она была у тебя первой! Среднему зрителю надо начинать Розу либо с одной из версий 2001 г, либо с красного ларца...
Впрочем, фиолетовый ларец мы тоже посмотрим. Тогда я промяучу что-нибудь осмысленное
Да что угодно лучше, чем пластмассовый Пегас! Я видела в сети ролики из других версий перед просмотром этой, и очень боялась, что Пегасина будет и тут ) Так что я очень радовалась ее отсутствию )
А по поводу дублерши — меня настораживает то, что крупные планы они показывают исключительно так, что не видно лошади, а общие настолько издалека, что не разберешь, кто там. Думаю, если бы она специально училась, они бы не постеснялись показать ее поближе и получше, чтобы все восхитились )
И это, конечно, понятно, что она мчится на помощь Андрэ, но просто свежий воздух и зеленое поле — это слишком внезапно ) Я так понимаю, это мега-бонус специально для видео-версии, так что мне интересно, что же было именно на сцене. Ведь экрана с видео вроде бы там нет )
а что это за Жар-Птица над головой Андре? Неужто Оскар?
А "жар-птица" - глюк Андре, Оскар, выходящая замуж... Он есть только в версии 1991 г.
брр. а фиолетовый ларец это какой год?
запуталась я
теперь больше одной рецензии в неделю читать не буду, а то коктейль в голове ))
Смотреть не планировала, но прочитав рецензию захотелось глянуть:
на мой любимый епизод
приезд юного Андре в имение де Жаржи и представление его такой же юной Оскар
ну и на
-Оскар скачет ему на выручку на настоящей лошади по настоящему пейзажу
Кто эта дама?
(как она это на себе держит? убиться.... ещё и по леснице шагает и поет...)
ТакаВики пишет, что Амами Юки в этой постановке была то Андре, то Жероделем. Мне что-то кажется, что Жероделем ей бы было лучше. У него роль такая: гламурный, тихий, аристократичный...
А на фото - Асано Кайо открывает поклоны. В этой постановке нормальной женской роли для топ-мусумэяки нет, поэтому она всего лишь Диана, сестра Алэна. Но хвост на поклонах у нее тем не менее согласно статусу в труппе
1. Мой любимый момент в постановке 2001 г. мне нравится гораздо больше. Что мелкие Оскар и Андре, что Минору и Кодзю.
Здесь мелкая Оскар кинула шпагу Андре для поединка и начала офигенно стоить глазки ))
2. момент с лощадью хорош
какой-то глюк - куча моих сообщений....